форум об украинском вендинге

Объявления


Новости


Статьи


Компании


Каталог
 


Вернуться   Форум о вендинге в Украине > Все о вендинге > Статьи о вендинге

Статьи о вендинге Все о вендинге в Украине и в мире

 
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04.05.2008, 18:35   #1
provending.com.ua
Супер-модератор
pm
 
Аватар для provending.com.ua
Сообщение Вендинг в мире. Обзор рынка платежных терминалов Казахстана.




Новые платежные системы с момента своего возникновения стали активно вызывать интерес у широких масс, постепенно вытесняя из этой сферы банки. Платежные системы стали активно развиваться в последние годы по всему миру. В Европе бизнес по развитию платежных систем, осуществляющих операции по пополнению счетов у операторов связи, получил название top-up, по оплате счетов за различные виды услуг – bill payment.

Бизнес платежных систем

Доступность и дешевизна входа на платежный рынок привлекла на него немало предпринимателей. Непосредственная установка автоматов не подлежит госконтролю и лицензированию, лицензия нужна только на прием и перечисление наличных денег. На первом этапе все что нужно – это купить автомат, подключить его к интернету и электронной платежной системе – и можно начинать сбор денег с населения. В Казахстане такой автомат стоит примерно 4 000 долларов.
«Рынок платежных систем в республике развивается быстрыми темпами, у него есть большие перспективы развития и предоставления различных услуг. Количество клиентов, воспользовавшихся, в частности, услугами терминальной сети «Моментальная оплата» в период с марта 2006 года по март 2007−го, составило более 150 тыс.», – отмечает Ажар Уристембаева, директор ТОО «Элекснет Казахстан».


«Система электронных платежей – это возможность наладить бесконфликтные и конструктивные взаимоотношения поставщика услуг и клиента, – говорит г-н Искаков. – Отношения эти развиваются в бизнес-сфере, но оказывают влияние и на социальные процессы. К примеру, поставщик заинтересован, чтобы его услуги оплачивались своевременно и в полном объеме и поэтому постоянно борется с неплательщиками-задолжниками. А клиент недоволен, что при оплате услуги он слишком долго стоит в очереди, и оттягивает это сомнительное удовольствие, объясняя тем, что у него просто нет возможности потратить впустую столько времени. Налицо конфликт интересов, который будет исчерпан, если обе стороны пересекутся в электронной платежной системе, так как здесь очередей не бывает».
Одновременно новые системы дали право сотням частных предпринимателей и мелких компаний, не имеющих банковской лицензии, конкурировать с банками на розничном рынке. При этом небанковские технологии стоят гораздо дешевле банковских. Терминальные платежные системы уже начинают постепенно теснить банки на рынке ритейла в России. Например, в обороте автоматов самообслуживания неуклонно растет доля коммунальных платежей и квартплаты, что свидетельствует об оттоке клиентов из банковских отделений.

В России родоначальником этого бизнеса была компания «Элекснет», установившая первый терминал в марте 2002 года. Сейчас в этой стране около 26000 терминалов и примерно 16 крупных сетей платежных терминалов.
Доходы владельца терминала состоят из внешней комиссии плательщиков и операторов услуг мобильной связи. Еще год назад чистая прибыль от одного автомата в Москве составляла 15–60 тыс. рублей, но сейчас из-за насыщения рынка доходы компаний, организующих системы платежей, неуклонно падают. Компании сделали ставку на регионы, где ниже затраты на аренду, персонал, проще логистика и т.д. Но лидеры рынка постепенно начинают выходить и за пределы российских регионов. «Элекснет», «Мультикасса» работают в Казахстане, X-Plat и I-box – в Украине, а компания ОСМП помимо СНГ активно развивает свою сеть в Черногории, Турции и Египте.

ОСМП и «Элекснет» – компании полного цикла. Однако методы ведения бизнеса у них отличаются. ОСМП на весьма демократичных условиях активно развивает сеть дилеров, а возглавляемая банкирами «Элекснет» отличается большим консерватизмом: все ее платежи идут через Московский клиринговый центр, имеющий банковскую лицензию.

ТОО «Элекснет Казахстан» начало принимать платежи с апреля 2006 года. Сейчас в Алматы функционирует 30 ее терминалов. Помимо услуг операторов сотовой связи, здесь можно оплачивать городскую телефонную связь, кабельное телевидение, погашение кредитов, а также возможно пополнение банковских счетов. В дальнейшем компания планирует включить сюда возможность оплаты налогов физических и юридических лиц, штрафы ГАИ, услуги интернет-провайдинга и т.д.

Компания ОСМП также начала свою деятельность на казахстанском рынке с 2006 года. Принимая платежи в пользу операторов связи, компания достаточно активно начала строить сеть по всей стране и выбилась в список лидеров рынка. Основным стратегическим направлением ее деятельности является укрепление позиций на казахстанском рынке платежных систем за счет развития дилерской сети. В нашей стране компания занимает примерно 10% рынка платежных систем, а количество установленных терминалов превысило 400.


Компания «Мультикасса» работает пока только в Астане, где у нее 20 автоматов.

Национальная компания

Недавно в Казахстане в этой сфере появилась первая национальная компания – CAPSYS. Она изначально задалась целью создания полноценной центрально-азиатской платежной системы «InTime».
«В Казахстан рынок электронных платежей только приходит, и у национальных компаний есть реальная возможность, выбрав свой путь и развивая экономику страны в целом, создать информационно-коммуникационную платформу для построения собственной платежной системы, – рассказывает Ален Искаков. – Сектор IT-услуг растет стремительно. Уже все знают такие понятия, как электронное правительство, электронная подпись, электронные деньги. Сегодня, к примеру, мало кого удивишь идеей оплатить услуги через интернет или отправить SMS-сообщение с мобильного телефона».

Быстро развивая свою сеть, в том числе и в регионах, компания очень скоро составила достойную конкуренцию своим зарубежным коллегам. По итогам I квартала CAPSYS установила 900 автоматов−кассиров и 39 кассовых модулей в 19 городах Казахстана. К концу года планирует запустить уже 2000 автоматов−кассиров, а также 2000 банкоматов, 600 POS−терминалов и многое другое.

«Есть компании – владельцы терминалов, а есть – владельцы процессингового центра. Именно через процессинговый центр идет учет всех денег. Компании, владеющие процессинговыми центрами, находятся в основном в России. Мы же объединяем в Казахстане и свой процессинговый центр, и сеть терминалов, а также создали первую национальную компанию. Мы инвестируем значительные средства в создание собственного процессингового центра в Казахстане и подключаем всех поставщиков услуг к нашей системе, – говорит Ален Искаков. – В идеале мы бы хотели, чтобы через наши терминалы оплачивались все услуги, которые являются массовыми для населения: коммунальные услуги, сотовая и фиксированная связь, кабельное телевидение и т.д., чтобы все было в одном окне. Сегодняшний интерфейс это позволяет, техническая возможность также есть».

«Платежный бизнес до 2005 года развивался в основном за счет банков. В 2005 году на рынок вышли российские платежные системы. С их приходом появились автоматы самообслуживания и pos-терминалы, – рассказывает Владимир Ким, исполнительный директор ОСМП в Республике Казахстан. – Сейчас 98% всего объема платежей занимает оплата сотовой связи. В России этот процент уже ниже (90%) за счет увеличения доли платежей за услуги интернет-провайдеров, ip-телефонии, электронных кошельков и ЖКХ. Стоит отметить, что популярность платежного сервиса стремительно растет, так, за полгода работы ОСМП собственный оборот увеличился на 151%. Но, к сожалению, не все операторы охотно подключаются к платежным системам. Но мы уверены, что вскоре они оценят преимущества и удобство данного сервиса, как это сделали все крупнейшие провайдеры России. Что касаемо платежных инструментов, то наиболее распространены сейчас автоматы самообслуживания, особый интерес они вызывают у молодежи, наибольший объем платежей отмечен вблизи учебных заведений. Pos-терминалы в основном используются в собственных точках продаж как дополнительный заработок».

В России основной сбор денежных средств по оплате тех же услуг сотовой связи изначально происходил за счет продажи карт экспресс-оплаты, однако очень скоро платежные карточки стали активно вытесняться сетями платежных систем. Постепенно подобные системы предлагали все новые возможности по оплате различных услуг. И сегодня конкуренция между различными платежными системами сводится в большинстве случаев к созданию технологий, гарантирующих удобство и скорость проведения операций. Подобным образом ситуация развивается и в Казахстане.

Проблемы и «козыри»

Но внедрение новых платежных систем в Казахстане сталкивается с определенными трудностями, которые, надо заметить, всегда сопровождают становление данного рынка.


«Мало того, чтобы сеть просто внедрить, ею еще надо эффективно и качественно управлять, – рассказывает управляющий директор по развитию бизнеса ТОО «CAPSYS» Руслан Стамбеков. – С целью создания крупнейшей дистрибуционной сети платежных терминалов компания при внедрении платежной системы несет достаточно крупные капитальные затраты, связанные с ее построением, развитием и содержанием. Помимо финансовых затрат, есть определенные объективные сдерживающие факторы. К примеру, не всегда транспортная инфраструктура Казахстана поспевает за нашими возможностями. Не в каждый район поставишь платежный терминал в связи с отсутствием связи как таковой. Во-вторых, наблюдается скептицизм компаний–поставщиков услуг касательно внедрения оплаты своих услуг через наши терминалы. Не все руководители таких компаний избавились от советского мышления, мол, у меня и так есть 3–4 кассы в городе, кому надо, тот и придет. А если не придет, то просто отключим и прибавим еще и пени. Ведь, по сути, мы им помогаем, продаем их услуги. Кроме того, наблюдается скептицизм хозяев супермаркетов, торговых центров по установке наших терминалов. Вдруг это какой-то обман по сбору денег с населения? Вы, наверное, много зарабатываете на этом, как казино или игровой автомат, отдайте мне долю от вашей компании! Также мешает недоверие населения к платежным терминалам. По старинке идут в кассу, стоят в очереди. Но я уверен, что это временные факторы, которые всегда присутствуют при внедрении всего нового и непривычного в повседневную жизнь. Учитывая мировую практику, совсем скоро и население, и крупные компании, и владельцы супермаркетов поймут, насколько это удобно и надежно».

По данным компании CAPSYS, среднее время обслуживания одного клиента в системе занимает 3–4 минуты. Легко подсчитать, что пропускная способность – порядка 480 абонентов в сутки через один аппарат. При развертывании сети в 2000 аппаратов общая пропускная способность составит 960 тыс. человек в сутки.
Многих потенциальных клиентов отпугивает комиссия за платеж, поэтому некоторые компании отказались от комиссии при приеме определенных видов платежей, этому опыту теперь следуют и казахстанские предприниматели.
«В результате переговоров с поставщиками услуг мы добиваемся определенного процента с платежа, который поставщик отдает нам за его проведение. Конечно, в данном случае компания не зарабатывает так, как зарабатывают текущие конкуренты, берущие комиссионные с поставщиков и делающие наценку в 30–40 тенге за платеж. Тем не менее благодаря нашим объемам мы достигаем необходимых показателей доходности», – говорит г-н Стамбеков.


Кроме автоматов самообслуживания и обычных касс «InTime» компания в скором времени предложит еще шесть способов оплаты. Можно будет оплатить счет через интернет-портал, а также с городского телефона с тональным набором, через компактные GSM POS-терминалы, банкоматы, универсальные карты экспресс-оплаты и, наконец, посредством сотового телефона. Оплата через сотовые телефоны достаточно активно развивается в Европе, и казахстанская компания подтверждает, что эти возможности можно обеспечивать в нашей стране. Однако в целом большинство компаний, организующих платежные системы, пока оставляют подобные возможности как дополнительный «козырь» в рукаве для будущих этапов развития.



«Безусловно, рынок будет активно развиваться, – говорит Владимир Ким. – Рост рынка электронных платежей в 2007 году в Казахстане будет связан с увеличением рынка сотовой связи и ожидается на уровне 20%. С 2008 года рост рынка платежей произойдет, в том числе и за счет увеличения объемов платежей в пользу провайдеров, не связанных с сотовой связью (городской телефонной связи, интернет-услуг, ЖКХ). В 2007−м мы прогнозируем рост количества точек, оснащенных автоматами по приему платежей, как минимум, вдвое. К этому уже сейчас есть хорошие предпосылки».


Подобного опыта развития платежных систем в мировой практике немного, в западных странах развивался сервис банковских карт, и поэтому платежные системы работают в рамках именно этого сервиса. До тех пор, пока в Казахстане данный сервис не достигнет аналогичного уровня, будут развиваться именно внешние платежные системы как инструменты оплаты различных товаров и услуг.


Источник: expert.ru
  Ответить с цитированием
 

Метки
казахстан


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.


 

2008-2017 © Всё о вендинге. Все права защищены.
Будь-яке використання матеріалів цього ресурсу можливе тільки за наявності активного посилання на нього посилання повинно бути пряме, активне, нескриптоване, не закрите від індексації та не заборонене для пошукових роботів тегами та аргументами якщо адміністрація або користувачі форуму порушили Ваші права, будь-ласка, повідомте нас про це
Support, development, promotion Morozov productions
Мы в онлайне!