Показать сообщение отдельно
Старый 23.04.2008, 10:56   #1
forum
Администратор
pm
Сообщение Правовой ликбез. Нормативные документы, регламентирующие торговлю через ТА. Часть 1.

Закон об РРО


Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-III, с изменениями и дополнениями




– Закон о потребзащите


Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 01.12.2005 г. № 3161-IV




– Закон о прибыли


Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями




– Порядок применения РРО


Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, с изменениями и дополнениями




– Порядок № 108


Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108




Несмотря на бесспорное удобство торговых автоматов при розничной торговле дозированными напитками и отдельными штучными товарами в местах большого скопления людей, законодательное отношение к этим торговым точкам можно назвать, как минимум, пренебрежительным. Ведь любое предприятие, изъявившее желание купить и установить таких автоматических «продавцов», которые трудятся круглосуточно и без выходных и при этом не требуют зарплаты, сразу столкнется с серьезными препятствиями и вместо ожидаемых доходов получит неожиданные проблемы, которые кроются как раз в законодательных нормах, точнее в их отсутствии.


Неувязки законодательства


В Законе об РРО торговые автоматы по продаже товаров (услуг) классифицированы в качестве электронных контрольно-кассовых аппаратов — разновидности регистраторов расчетных операций (РРО). Но, несмотря на наличие этого определения, можно сказать, что Закон об РРО в части торговых автоматов написан, что называется, «на перспективу»: одно лишь упоминание о торговых автоматах в данном Законе не делает их разрешенными к применению. Дело в том, что в этом же документе содержится прямая норма, согласно которой для регистрации продаж товаров (услуг) можно использовать только те РРО, которые внесены в Государственный реестр РРО (далее — Реестр) (п.3 ст.3). Внесение РРО в Реестр означает, что они соответствуют требованиям нормативных актов Украины. Отсутствие торговых автоматов по продаже дозированных напитков и штучных товаров в указанном Реестре говорит о несоответствии таким требованиям, прежде всего, технического характера.


К тому же для торговых автоматов не сделано никаких исключений и в Порядке применения РРО. Ведь прежде чем применять торговый автомат в качестве РРО, его необходимо зарегистрировать в органе ГНС. А это как раз и невозможно, поскольку регистрируются только те РРО, которые внесены в Реестр (п.2.1 Порядка применения РРО). Вот такой замкнутый круг. Как найти из него выход?


Кто может применять торговые автоматы?


Статья 9 Закона об РРО содержит перечень тех субъектов предпринимательства, которые могут в своей деятельности при организации торговли за наличные денежные средства не применять РРО. При проведении торговой деятельности посредством торговых автоматов данное «послабление» касается физических лиц — плательщиков единого налога и физических лиц, налогообложение доходов которых осуществляется по фиксированному размеру налога путем приобретения соответствующего патента1. Они могут не применять РРО при условии, что не будут осуществлять операции по продаже подакцизных товаров (кроме пива на разлив). Для плательщиков единого налога установлено еще одно условие — ведение книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Инструкцией № 122 (приложение 10).


В то же время, если такие субъекты хотят применять РРО (в качестве своего рода калькулятора и «учетчика» количества проданных товаров), они могут это делать в соответствии с абзацем третьим ст.13 Закона об РРО. Из этого абзаца следует, что лица, освобожденные от применения РРО, могут их использовать без перевода в фискальный режим работы. А это означает, что такие РРО не нужно регистрировать в налоговой инспекции, а применяющие их лица не подлежат проверкам в части применения РРО и не сдают ежемесячную отчетность.


Таким образом, напрашивается следующий вывод: торговые автоматы по продаже дозированных и штучных товаров могут безбоязненно использовать только предприниматели — плательщики единого или фиксированного налога. А что же юридические лица? К сожалению, для них ситуация законодательно пока безнадежна. Ведь торговые автоматы просто не зарегистрируют в органе ГНИ, поскольку, как было сказано выше, они отсутствуют в Реестре. А за использование незарегистрированного автомата на субъекта предпринимательства может налагаться штраф в размере 20 ннмдг на основании п.2 ст.17 Закона об РРО.Естественно, применение незарегистрированного автомата будет приостановлено, поскольку продажа товаров через незарегистрированный торговый автомат согласно ст.1602 КоАП3 является незаконной торговой деятельностью. В соответствии с данной статьей в случае, если неконтролируемая государством прибыль субъекта предпринимательства не превысила 7 ннмдг, на должностных лиц предприятия (руководителя и главного бухгалтера) будут наложены административные штрафы в размере от 5 до 25 ннмдг. При превышении 7 ннмдг ситуация выходит из-под юрисдикции указанного Кодекса, поскольку может наступить и более серьезная ответственность.


Хотя юридические лица не могут зарегистрировать на себя торговые автоматы, они зачастую крайне заинтересованы в том, чтобы торговля осуществлялась через такие автоматы, например, в зданиях вокзалов, аэропортов, спортивных и театральных заведений, в крупных торговых комплексах, на рынках. Такие юридические лица могут пойти двумя путями:


– либо привлечь плательщиков единого или фиксированного налога, которые будут размещать собственные торговые автоматы на арендованных у этих юридических лиц площадях;


– либо приобрести торговые автоматы самостоятельно, сдать их в аренду в качестве объектов основных фондов заинтересованным в таком сотрудничестве плательщикам единого или фиксированного налога.


Поскольку разговор зашел о юридических лицах, отметим еще один важный момент, который вводит их в заблуждение относительно возможности применения торговых автоматов. Закон о прибыли содержит пп.11.3.2, определяющий дату увеличения валового дохода у плательщиков налога на прибыль при осуществлении ими торговли с использованием торговых автоматов. Не будем анализировать нормы данного подпункта, поскольку на сегодняшний день они «не работают» ввиду того, что Закон о прибыли не приведен в соответствие с Законом об РРО. А до этого момента все остальные законодательные акты, в том числе и Закон о прибыли, должны применяться в части, не противоречащей Закону об РРО.


О выручке


Поскольку законно применять торговые автоматы могут только физические лица — предприниматели, вопрос о сборе выручки, а значит, и о кассовых операциях с наличностью для них не столь актуален, как для юридических лиц. Согласно п.2.7 Положения№ 6374 предпринимателям не устанавливаются ни лимит кассы, ни сроки сдачи выручки в банк. И это естественно, так как любая выручка — это личные средства предпринимателя, учет которых ему необходим для контроля над предельной суммой выручки, превышение которой может привести к переходу на общую систему налогообложения. Но предприниматели осуществляют такой контроль посредством ведения книг учета доходов и расходов, поэтому и кассовые книги они обычно не ведут. Периодичность выемки выручки из торговых автоматов предприниматель устанавливает для себя самостоятельно.


«Автоматическая» защита прав потребителей



В рассматриваемом случае защита прав потребителей практически полностью отсутствует. Однако, как и любое другое техническое средство, механические и электронные торговые автоматы могут давать сбой, например, при приеме монет и купюр, выдаче товара и сдачи. Вымещать свое недовольство на торговом автомате бессмысленно, поэтому в большинстве случаев обманутые потребители просто уходят, с досадой расставаясь со своими деньгами. Но если все же попытаться защитить права потребителя при таком способе торговли, то такая попытка не будет напрасной.


Поскольку торговый автомат — это пункт розничной торговли, то на субъекта предпринимательства, который использует его, распространяются требования и Закона о потребзащите, и Порядка № 108.


Согласно Порядку № 108 субъект предпринимательства обязан предоставить потребителю не только всю необходимую информацию о правилах пользования торговым автоматом, ассортименте товара и ценах, но и контактные телефоны территориального органа по защите прав потребителей5 (п.53). В стационарных пунктах торговли с торговым залом эта информация размещается в уголке покупателя, который должен быть у каждого субъекта розничной торговли. Но хотя торговые автоматы и названы стационарными торговыми точками (письмо Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 10.06.2002 г. № 56-38/243), на них, естественно, уголки покупателя не оформляются. Достаточно разместить небольшую табличку.


Что касается Закона о потребзащите, то его нормы обязывают субъектов предпринимательства также сообщать необходимую информацию, которая касается товаров и их безопасности для потребителя. Поскольку в торговых автоматах зачастую продаются продовольственные товары (в том числе на разлив, готовые к немедленному употреблению), любой покупатель должен иметь «доступ» к продавцу таких товаров, если у него возникнут какие-либо сомнения в их качестве, количестве и т.д. Это означает, что на торговом автомате должна быть информация о субъекте хозяйствования, который непосредственно осуществляет продажу товаров (наименование, адрес, контактный телефон).




1Предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, осуществляют свою деятельность исключительно на рынках (прим. авт.).


2Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 (прим. ред.).


3Кодекс Украины об административных правонарушениях от 04.12.84 г. № 8073-Х (прим. ред.).


4Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (прим. ред.).


5Имеются в виду территориальные органы Госпотребстандарта Украины (прим. авт.).



Татьяна СУШАЛЬСКАЯ
http://www.buhgalteria.com.ua/
  Ответить с цитированием