Вход

Просмотр полной версии : Нормативные документы, регламентирующие торговлю через ТА. Часть 2.


forum
23.04.2008, 11:04
– Закон об РРО
Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-ІІІ, с изменениями и дополнениями

– Правила № 227
Типовые правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденные приказом Госстроя Украины от 13.10.2000 г. № 227, с изменениями и дополнениями

– Правила № 369
Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 08.07.96 г. № 369, с изменениями и дополнениями
В период технического и информационного прогресса, в связи с ускорением ритма жизни, стремлением все успеть у нас не остается времени на посещение магазинов, рынков и супермаркетов. Поэтому все большие обороты набирает торговля через сеть Интернет и торговые автоматы. Нам удобно осуществлять покупки, не выходя из дома или офиса, музея, концертного зала и других мест, где мы находимся по делам или отдыхаем.
Сегодня автоматизированная продажа товаров практикуется во всем мире. Ведь торговля через торговые автоматы, или, как ее еще иногда называют, вендинг (Vending), удобна не только тем, что мы можем удовлетворить свои потребности, не изменяя маршрут, но еще и тем, что они могут работать круглосуточно, без торгового персонала и т.п.
Предметом торговли через автоматы является определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, кофе, чай, безалкогольные напитки, газеты, журналы, открытки и т.д.).
Основными преимуществами торговли через автоматы являются:
- техническая простота установки: малая площадь, которую они занимают, обычное электропитание, магистральное (автономное) водоснабжение;
- незначительные расходы на обслуживание: в этом случае один механик с автомобилем может спокойно осуществлять загрузку автомата и инкассацию. Это достаточно важно, поскольку стоимость рабочей силы имеет стойкую тенденцию к росту;
- возможность не использовать кассовые аппараты и применить упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
- незначительные ремонтно-эксплуатационные расходы в первые годы эксплуатации;
- достаточно большой срок использования.
Мировым лидером альтернативной розничной продаже товаров является Япония, где около 60% всех продаж осуществляется через торговые автоматы. В Украине торговые автоматы появились сравнительно недавно. Кроме жетонов метрополитена и газет в ассортименте продаваемых через автоматы товаров появились кофе, вода, бутерброды, закуски, припейд-карточки мобильной связи и т.п. Организация продажи через автоматы — новый, а посему достаточно перспективный вид бизнеса для начинающих. Стартовые вложения относительно невелики и по карману даже частным предпринимателям. При этом вендинг обеспечивает стабильную прибыль, а схемы работы и поступления денег довольно просты.
Проанализируем отечественное законодательство, регулирующее вопрос организации торговли через автоматы и налогообложение полученной прибыли. Следует отметить, что оно достаточно «сырое» и в недостаточной мере регулирует рынок вендинговых услуг. При этом не следует путать торговые автоматы, применяемые, в частности, в розничной торговле, и игровые автоматы в игорных заведениях.
Специальные правила торговли через торговые автоматы нормативной базой не предусмотрены, поэтому применяются общие правила торговли с учетом особенностей торговли через эти пункты продажи.
Наличие разрешения

В соответствии с п.3 Правил № 369, торговые автоматы относятся к пунктам некапитальной застройки (пунктам мелкорозничной торговой сети, при которой помещения не имеют торгового зала для покупателей). Их размещение осуществляется хозяйствующим субъектом по письменному разрешению местного органа государственной исполнительной власти (органа местного самоуправления) и по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной охраны, государственной автоинспекции и архитектуры (п.16 Правил № 369).
Минэкономики Украины торговые автоматы относит к стационарным точкам как к объекту торговли (письмо от 10.06.2002 г. № 56-38/243). Поэтому хозяйствующему субъекту необходимо иметь разрешение на осуществление торговли через торговые автоматы, которое выдается органами местного самоуправления.
Правилами № 227 (п.2) установлено, что торговый автомат является передвижной малой архитектурной формой, то есть сооружением, не имеющим закрытого помещения для временного пребывания людей. Поэтому для установки торгового автомата на земельном участке необходимо получить разрешение на размещение малой архитектурной формы по установленной форме, которое выдается органом градостроительства и архитектуры при условии возникновения права на земельный участок. Место размещения торгового автомата на территории рынка определяется на основании утвержденной проектной документации рынка (п.21 Правил № 227). Его же размещение на платформах инженерных сооружений, внутри помещений осуществляется на части их площади по согласованию соответствующих органов государственного надзора в зависимости от функционального назначения, на основании договора аренды с собственником помещения или уполномоченным им лицом (п.22 Правил № 227).
Наличие документов на товар

Хозяйствующий субъект, осуществляющий автоматизированную торговлю, обязан иметь документы на все реализуемые через автоматы товары. Перечень этих документов приведен в п.29 Правил № 369. В частности, это товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемочные акты, сертификаты соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, копии гигиенических заключений и т.п.
По общему правилу, установленному п.37 Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108, субъекты хозяйственной деятельности должны реализовать товары через торговые автоматы только при наличии документов, удостоверяющих их качество и безопасность.
Применение РРО

В соответствии со ст.2 Закона об РРО, автомат по продаже товаров (услуг) — это «регистратор расчетных операций, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу (предоставление) за наличные денежные средства или с применением платежных карточек, жетонов и т.п. товаров (услуг) и обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости». Торговые автоматы, как и другое подобное оборудование, предназначенное для операций по продаже товаров (услуг) без выдачи покупателю чека, другого отчетного документа за наличные денежные средства или их заменители (жетоны, карточки платежных систем и т.п.), без участия физического лица, контролирующего осуществление оплаты таких товаров (услуг), согласно Закону об РРО, относятся также к электронным контрольно-кассовым аппаратам. То есть торговые аппараты по данному Закону дважды подпадают под определение регистратора расчетных операций, под которым понимается устройство, предназначенное для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг).
В соответствии с п.3 ст.3 Закона об РРО, для продажи товаров (услуг) разрешается использовать только автоматы, включенные в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с соблюдением установленного порядка их применения. На практике это требование выполняется частично. Ведь на сегодняшний день в данный реестр (приложение к протокольным решениям Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при Кабинете Министров Украины) внесены лишь автоматы, применяемые при:
- оформлении проездных/перевозочных документов на поездах пригородного сообщения;
- предоставлении услуг автоматических камер хранения;
- контроле прохода пассажиров в метрополитене.
Только эти автоматы подлежат опломбированию в центре сервисного обслуживания и регистрации в налоговом органе и на них распространяются общие требования нормативно-правовых актов, утвержденных приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. Автоматы, которые не включены в Государственный реестр, не подлежат регистрации в налоговых органах. Именно поэтому, несмотря на привлекательность вендинг-бизнеса, субъекты хозяйствования — юридические лица не имеют права применять торговые аппараты.
Напомним, что, в соответствии со ст.15 Закона об РРО, контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги), других требований данного Закона возложен на органы государственной налоговой службы путем проведения плановых или внеплановых проверок. В случае если установлено применение незарегистрированного РРО, нарушителю угрожает штраф в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.), а его должностным лицам и работникам — админштраф (п.2 ст.17, ст.26 Закона об РРО).
Частные же предприниматели — плательщики фиксированного и единого налога, согласно п.5 и 6 ст.9 Закона об РРО, имеют право на автоматизированную торговлю, но в случае, если они не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив). Плательщики единого налога должны также вести книги учета доходов и расходов (приложение 10 к Инструкции № 121). Плановая проверка указанных частных предпринимателей осуществляется органами ГНС не чаще одного раза по итогам отчетного календарного года, внеплановая же может осуществляться исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или в соответствии с решением суда.

1Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 (прим. ред.).

Любовь КРАСНОКУТСКАЯ,
начальник отдела связей с общественностью
СМИ и масcово-разъяснительной работы
ГНИ в Подольском р-не г.Киева
_http://www.buhgalteria.com.ua/

Mihael
18.11.2008, 15:19
Дорогие друзья!!! Подскажите пожалуйста какой вид деятельности должен быть прописан в свидетельстве о едином налоге???

Незарегистрированный
18.11.2008, 15:50
Я не спец в таких вещах, но по идее "розничная торговля ...", а далее должно стоять то, чем торгует автомат.

forum
22.11.2008, 19:00
"52.63.2 - Роздрібна торгівля усіма видами товарів через торгові автомати тощо"