Вход

Просмотр полной версии : ликбез "Деятельность" автоматов


provending.com.ua
01.12.2008, 15:56
http://provending.com.ua/img/likbez.jpg


Торговые автоматы не являются для нас чем-то новым. Из их числа большинство из нас не задумываясь назовет автоматы по продаже кофе, газированной воды, карточек для мобильных телефонов. Производители торговых автоматов считают, что все, что продается через магазин, можно продавать и через торговые автоматы. Поэтому массовые продажи с помощью торговых автоматов - не за горами. А тем временем у собственников торговых автоматов возникает все больше вопросов относительно «трудовой деятельности» автоматов.

Торговый автомат - объект розничной торговли

Статья 703 ГКУ относит куплю-продажу товаров через торговый автомат (далее - ТА) к сфере розничной торговли. То есть, сталкиваясь с ТА, мы имеем дело с обычной розничной торговлей, но несколько специфичной ее формой. Из Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Минторга от 08.07.96 г. № 369, следует, что ТА является пунктом продажи товаров. Как следствие, Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» требует получения разрешения на размещение такого объекта торговли, как ТА, и уплаты соответствующего сбора, а Закон «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» - приобретения торговых патентов. Автоматы по продаже дозированных товаров или их дозирующие устройства должны быть включены в Государственный реестр средств измерительной техники и иметь соответствующий сертификат.

Продажа товаров через торговые автоматы осуществляется, как правило, за наличные средства. А потому их не мог обойти вниманием Закон об РРО. Как следствие, ТА, а точнее определенным их блокам, предоставлен статус РРО:

автомат по продаже товаров (услуг) - это регистратор расчетных операций, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу (предоставление) за наличные средства или с применением платежных карточек, жетонов и т.п. товаров (услуг) и обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости.

В соответствии с Законом об РРО субъекты хозяйствования ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, должны подавать в ГНИ отчетность о применении РРО, поскольку ТА - это РРО.

На каждый РРО ведется КУРО. Соответственно, КУРО следует вести и на ТА. Тем не менее, следует учитывать, что регистрация КУРО осуществляется в органе ГНИ по местонахождению (местожительству) СПД. В случае использования КУРО на территории другой административно-территориальной единицы ее необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНИ по месту осуществления предпринимательской деятельности. То есть если география ТА широкая, то их КУРО должны стоять на учете согласно местам их расположения. ТА могут печатать контрольную ленту о проведенных за день операциях. Тем не менее Законом об РРО ее печатание и хранение не являются обязательными.

Кроме того, ГКУ и Закон о защите прав потребителей выдвигают ряд общих требований относительно защиты прав потребителей: предоставление информации о продавце товара путем размещения на ТА или предоставление иным образом сведений о наименовании продавца, его местонахождении, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Однако несмотря на это Закон о защите прав потребителей не в достаточной мере «отнесся» к вопросу защиты прав потребителей в части доведения нарушения их прав ТА.

Автомат не выдал товар

Частью 3 ст. 703 ГКУ установлено, что если покупателю не предоставляется оплаченный товар (через ТА), продавец должен на требование покупателя немедленно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им денежную сумму. Все просто. Но ситуация усложняется тем, что ТА не выдает чек или другой документ, который бы подтверждал тот факт, что покупатель совершил действия, направленные на получение товара, в частности, заплатил деньги. Как быть в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но считаем, что преимущество на стороне покупателя.

Так, ст. 866 ГКУ говорит, что договор бытового подряда считается заключенным в надлежащей форме, если подрядчик выдал заказчику квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора. Но отсутствие у заказчика этого документа не лишает его права привлекать свидетелей для подтверждения факта заключения договора или его условий.

Как видим, ГКУ разрешает подтверждать факт заключения договора показаниями свидетелей. Хотя покупатель и продавец общаются «вживую». Поэтому автор считает, что здесь возможная аналогия закона и потребитель, который, заплатив деньги, не получил от ТА товар, должен подтвердить этот факт показаниями свидетелей. Если невозможно доказать такой факт с помощью свидетелей, то владелец ТА все равно должен принять все меры для установления истины.

В любом случае владелец товара должен разместить на ТА информацию о том, как потребитель должен действовать в случае невыдачи товара, непредоставления услуг и т.п. И владельцу ТА следует быть готовым к тому, что ему придется отдавать товар или деньги в ряде случаев, чтобы «отцепились».

Не будет лишним довести до сведения покупателей, что товар или средства выдаются при наличии письменного заявления, паспорта (иного документа, удостоверяю щего личность) и идентификационного кода.

Таким образом мы подошли к рассмотрению вопроса, что необходимо знать, какое количество товара находилось в ТА, сколько денег было инкассировано и т.п. Поэтому давайте рассмотрим, как регулируется этот вопрос.

Учет закладки товара и выручки

Интересна следующая ситуация. ТА фактически выполняет функцию наемного работника. Но на него не нужно доплачивать предпринимателям 50% единого налога, вести отдельную Книгу учета доходов и расходов, платить взносы в соцфонды и т.п. Но эта выгода создает и определенные трудности.

Так, если предприятие занимается розничной торговлей через магазин, то ситуация с учетом товара и выручки простая: со склада выписывается расходная накладная, в которой в получении товара расписывается продавец. Ежедневно продавец сдает в кассу выручку и периодически составляет товарно-денежный отчет. Такие действия ТА совершить не может. Поэтому робота ТА должна контролироваться специально обученным работником. И, как правило, такой работник занимается закладкой в ТА товара, инкассацией выручки, урегулированием вопросов недостач-излишков, устранением мелких неполадок и т.п.

Согласно Постановлению № 447 работы по обслуживанию торговых и денежных автоматов входят в перечень должностей и работ, которые замещаются или выполняются рабочими, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства.

Это означает, что фактически такой работник - это продавец, а магазин - это ТА. Поэтому, как и продавцу

в магазин, товар согласно расходной накладной передается такому работнику, и он расписывается в его получении. Такой работник, как и продавец в магазине, составляет товарно-денежный отчет: приход - это поступление товара для закладки в ТА, расход - это выручка, инкассированная им из ТА. Составление отчета обслуживающим персоналом является обязательным, так как товар принимает участие в определении прироста (убыли) запасов согласно п. 5.9 Закона «О налогообложении прибыли предприятий».

В соответствии с Законом об РРО при работе через ТА не требуется составление ежедневного отчета о продаже. Соответственно, выручка может инкассироваться ответственным работником не каждый день, а по мере заполнения монето-, купюроприемника.

Как правило, монетоприемники ТА - это отдельные блоки, и инкассация выручки сводится к их замене. Эта процедура может быть выполнена работником единолично или группой работников. Но в любом случае ее необходимо оформить соответствующим актом. Форму акта можно разработать самостоятельно. А можно приспособить и бывшую Квитанцию на прием-сдачу сменных касс торговых автоматов ф. 25-ОН (см. образец). Она применялась для оформления инкассации касс торговых автоматов по продаже газированной воды и ее форма среди других бланков первичной учетной документации в торговле и общественном питании утверждена приказом Минторга СССР от 20.08.86 г. № 201 (приказ - действующий). Предполагалось, что она выписывается кассиром-инкассатором в трех экземплярах, 1-й (квитанция) выдается механику (материально ответственному лицу), 2-й и 3-й - в инкассаторский пункт, из которых один экземпляр при отчете инкассаторского пункта сдается в бухгалтерию. Акт (оборотная сторона квитанции) составляется в инкассаторском пунк те при наличии расхождения между суммой выручки, указанной в квитанции, и фактической выручкой при пересчете наличных денег в сменной кассе.

http://provending.com.ua/img/image001.jpg


Погрешности в работе ТА

Рассмотрим несколько случаев, с которыми может столкнуться владелец ТА, и проанализируем, какое их влияние на учет у налогоплательщика.

ПРИМЕР №1

ТА «проглотил» деньги и не выдал товар. Покупатель не обратился к владельцу ни за деньгами, ни за товаром.

По данным товарно-денежного отчета, составленного работником, который обслуживает ТА, излишков ни товара, ни денег выявлено не будет. Излишки могут быть выявлены в двух случаях:

по результатам инвентаризации товара, заложенного в ТА. Такие инвентаризации следует периодически проводить, как и в любой другой торговой точке;

если работник получает товар для закладки соответственно вместительности ТА, но не может его столько заложить. Поэтому необходимо, чтобы закладку товара осуществляло несколько работников.

Если работник честно сдает выручку, то в этом случае в излишках будет товар, а не деньги. В бухгалтерском учете излишки товара следует оприходовать на счета учета товара (субсчет 28) с одновременным отражением дохода (субсчет 745). В налоговом учете стоимость излишков рассматривается как доход из других источников согласно пп. 4.1.6 Закона о прибыли. Излишки не являются объектом налогообложения НДС, так как поставки товара не происходит.

ПРИМЕР №2

ТА «проглотил» деньги и не выдал товар. Покупатель обратился: а) за товаром; б) за деньгами.

В обоих случаях покупатель должен написать заявление с требованием выдать или товар, или деньги. Если речь идет о выдаче товара, то возможны два варианта. Если работник имеет возможность выдать товар непосредственно из ТА, то он должен провести выдачу товара покупателю под расписку (на поданном заявлении) без оформления дополнительных расходных документов.

Если выдачу товара необходимо провести со склада (нет возможности выдать его из ТА), то получить товар на складе по расходной накладной должен работник, обслуживающий ТА, и передать его покупателю под расписку (на поданном заявлении) без оформления дополнительных расходных документов. Дополнительные расходные документы (накладные) на имя покупателя не нужно оформлять, так как деньги прошли по учету в фискальной памяти в ТА, товар есть в подотчете у работника, обслуживающего ТА.

Соответственно, дополнительный расходный документ является лишним и может ввести в заблуждение. Если покупатель требует возврата денег, то эту операцию следует провести, оформив расчетную квитанцию со знаком «минус». Мы же знаем, что на каждую КУРО регистрируются расчетные книжки (квитанции), которые используются при продаже товара в случае отсутствия электроэнергии и невозможности применения РРО. Но поскольку без электроэнергии ТА не работает, то РК могут использоваться для выдачи средств за неполученные товары. В справке ф. 1-ДФ эти операции не отражаются.

ПРИМЕР №3

ТА «проглотил» деньги, но вместо одной единицы товара выдал две.

В этом случае возникает один вопрос: операцию по выдаче второй единицы товара следует расценивать как безвозмездную передачу товара и начислить все необходимые налоги и отражать доход или как недостачу? Считаем, что такую операцию следует рассматривать как недостачу - мы же не идентифицировали лицо, которое получило товар. Соответственно, в учете это влечет за собой списание товара и выявление виновных лиц. И здесь возникает вопрос, а есть ли нормы естественного убытка товара для ТА. Думаем, что производитель ТА должен такие случаи предусматривать в технической документации и заложенными им нормами следует пользоваться.

Бывают случаи, когда народные умельцы вместо копеек бросают в ТА иностранные монеты или ка-кие-то бляшки, жетоны и т.п. О таких случаях следует сообщать в правоохранительные органы. А об учете в этом случае смотри в этом номере статью о фальшивых купюрах на стр. 35.

Подводя итог под изложенным, приходим к выводу, что лучше всего организовывать торговлю через ТА предпринимателям на едином налоге: учет расходов - минимальный, решение спорных вопросов не влияет на финансовый результат, ТА можно не ставить на учет как РРО и т.д.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА
• ГКУ - Гражданский кодекс Украины.
• Закон об РРО - Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/ 95-ВР, в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III, с изменениями и дополнениями.
• Постановление № 447 - Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «Об утверждении перечня должностей и работ, которые замещаются или выполняются рабочими, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности» от 28.12.77 г. № 447/24.

источник: <noindex>"Дебет-Кредит", украинский бухгалтерский портал (http://www.dtkt.com.ua/)</noindex>

alex
06.01.2009, 07:18
такого бы побольше размещали, спасибо. Ждем еще.